Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Йети, 50 - 21 августа 2010 10:23

Отредактировано:21.08.10 10:28
[SIZE=+1][COLOR=red][B]Неисповедимые пути к гениальности[/B][/SIZE]
[SIZE=-1][B]рецензия на книгу - Оливер Сакс - "Человек, который принял жену за шляпу"[/B][/SIZE]

[SIZE=-1][COLOR=darkblue][B]Книги о психологии, и даже больше, чем о психологии - о самих основах существования нашей личности на грани живого и неживого, давно выделились у меня в отдельный читательский родник, к которому я время от времени припадаю.
Заглянуть за изнанку нашей души и увидеть ниточки, с помощью которых природа незаметно для нас самих играет нами наши роли - занятие весьма интересное, но небезопасное. В какой-то момент из-под ног может уйти ощущение мира вокруг - устойчивого и привычного. Ведь миры людей, окружающих нас в жизни, чаще всего плотно закрыты - жизнь каждого - Вселенная в себе. И вот только, наблюдая за людьми, с сознания которых природа в некоторых местах сорвала защитную оболочку, можно заглянуть в маленький уголок их души. И через эту пробоину в их сознании понять, что же находится и в нас самих.
И вот тут, читая книги, подобные "Человеку, который принял жену за шляпу", начинаешь понимать, что наш мозг - это не серийный штампованный калькулятор, а головоломка-конструктор, которую Всевышний вертит в своих руках и создает самые неожиданные комбинации.
Как замечает в своей книге Оливер Сакс - в медицине чаще всего "психология без тела, а невралгия без души". И человек поэтому безнадежно расщеплен на "хард" и "софт". А из-за этого безнадежно утрачивается понимание гармонии (или дисгармонии) его жизни – не слышна мелодия души. Оливер Сакс по роду своей профессии тоже наблюдает за невралгическими больными. Но делает это, выходя далеко за рамки своего медицинского направления. Он философ, он гуманист и художник. Ему не чужда не только практическая наука, но и наука "романтическая" - ставящая своей задачей цельное восприятие человека, а не только синдромов и симптомов.
Сакс считает, что любая душа, любое сознание, даже подвергнутые сильнейшим физическим и органическим искажениям, всегда стремятся и ищут постижение мира и бытия – всеми доступными им способами. И за своими пациентами Сакс наблюдает не с целью накопить медицинскую статистику, а как раз и ищет в них те пути, по которым эта гармония жизни находится. И за нервными тиками, аутичной самопогруженностью, навязчивыми галлюцинациями – он видит новые пространства сознания. Через отклонения одних природа расширяет и обогащает реальность бытия других.
И вот тут раскрывается самое загадочное и интересное. Не намеренно ли природа создает людей с различными отклонениями? Не заложены ли эти, с нашей точки зрения, увечья мозга и сознания в программу эволюции? Не являются ли эти отклонения теми «песчинками», которые, попадая в раковины морских моллюсков, превращаются в конечном итоге в жемчужины?
Мы знаем древнюю пословицу «В здоровом теле – здоровый дух» - но это лишь ее половина. Полная и парадоксально верная пословица звучит «В здоровом теле здоровый дух – РЕДКОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ». И в банально здоровом теле, лишенном потребности бороться с окружающей реальностью, разуму почти нечего делать – он спит.
И вот тут-то и приходит переосмысление понятия "здоровье". Здоровье - это не банальное функционирование нормального тела и сознания. А это заслуженная победа в борьбе со своим специфическим телом и мозгом, это отыскание гармонии между телесной и духовной реальностью. Вот тут-то и приходит понимание различных духовных практик, практикующих возвышение духа за счет телесных ограничений...
Помните в «Дозорах» Лукьяненко, кто такие «иные», маги? Это не те, кому дадено больше других, а наоборот – у кого больше отнято. У кого выше разность потенциалов между их сознанием и миром. Это люди с внутренним вакуумом. И не есть ли все человеческое творчество, весь мир искусства – компенсацией того вакуума, того отклонения от «нормы», которые заложено в нас специально.
Я не смогу описать каждую конкретную историю из книги – как нельзя описать словами музыку. Книга рождает целые направления мыслей, целые гирлянды последовательных догадок и прозрений. Ассоциаций с ранее известным и прочитанным.
И тем, кто справится с периодическими вставками точных описаний симптомов, справится с медицинской терминологией, раскроются целые миры. Я думаю, что читатели, для которых близки «Цветы для Элджернона», «Зеленая миля», фильмы «Человек дождя», «Эффект бабочки», «Клетка (The Cell)», после книги Сакса обретут понимание их героев на новом, гораздо более глубоком уровне.
Отголоски миров пациентов, о которых пишет Сакс, я нахожу и в своем, казалось бы, нормальном (нормальном ли?) сознании. Ведь в каждом из нас живет (или закопан) какой-то талант, а значит, каждый из нас ненормален – гениален…[/B][/COLOR]
[/COLOR][/SIZE]
Добавить комментарий Комментарии: 10
Соната
Соната , 47 лет1 сентября 2010 22:00
Я эту запись пропустила..

[I]Мелодия души[/I] - мне тоже нравится это словосочетание.
Я его часто использую.
Мурсия
Мурсия , 48 лет21 августа 2010 10:31
!)
Показать ответы (8)

Рейтинг@Mail.ru

кондиционеры | вентиляция
производство воздуховодов
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.